Интервью с Др.Стапати

Д-р В. Ганапати Стапати (Dr. Vaidyanathan Ganapati Sthapati) традиционный архитектор, строитель и скульптор с международной репутацией. Он принадлежит к роду Стапати (Sthapati), династии потомственных дизайнеров и строителей, авторство которых связано с многими знаменитыми монументами. На раннем этапе становления его обучал отец, Вайдьянатха Стапати (Vaidyanatha Sthapati), и его родной дядя.

Для поддержки и развития древней науки Васту в 60 км от Мадраса правительство Тамил Наду, при участии семьи Стапати, основало Колледж архитектуры и скульптуры в Mamallapuram. Ганапати Стапати работал руководителем этого колледжа почти 30 лет. Под его руководством, эта небольшая школа превратилась в полноценное образовательное учреждение, предоставляющее научные степени в области Скульптуры и Архитектуры. План для большинства курсов написан лично им. Д-р Стапати автор многих книг по Васту шастре и его тексты являются учебными пособиями для практикующих скульпторов. После ухода на пенсию Ганапати основал частное предприятие ‘В. Ганапати Sthapati и партнеры» в Мадрасе, которое осуществляет проектирование и строительство жилых домов, фабрик, храмов и скульптур, в соответствии с принципами Васту. Компания также участвует в сохранении древних памятников и зданий с использованием традиционных методов. В попытке популяризации и укрепления Васту шастра, он создал «Научно-исследовательский фонд Ваасту», который публикует издание «Васту Пуруша», под редакцией доктора Стапати. Фонд, кроме этого, переводит оригинальные тексты по Васту с тамильского на английский, с тем чтобы сделать их доступными для ученых со всего мира. Он организует периодические семинары, как на местном, так и на международном уровнях, с целью распространения положений Васту Шастра. Вот интервью, взятое в Мадрасе, для YogaLife:

YOGALife: В течение последних лет Васту шастра стала очень популярной, но лишь немногие понимают какой смысл и философия стоит за этим термином. Какое определение вы бы дали для шастра Васту?

Д-р В. Ганапати Стапати: В буквальном смысле, Васту означает «жить» или «существовать» и «шастра» означает «наука». Есть два слова, связанные с этой наукой — Васту и Ваасту. Васту означает чистые и тонкие энергии, а Ваасту это воплощение материальной энергии. Когда Васту или утонченные энергии входят в состояние своей активности (вибрации), то возникают многие объекты природы, такие как здания, храмы, идолы и т. д. Вот эти, уже материальные формы, называются Ваасту. Сегодня термин Ваасту обычно используется в обозначении зданий.

YL: Почему Васту называют наукой о времени и пространстве? Какая философия стоит за этим?

VGS: Наука Васту основана на концепции пространства (тонкие энергии Васту) в качестве динамического элемента, из которого все объекты природы возникают, и в котором, в конечном итоге, всё исчезает. Частота колебаний этой тонкой энергии, которая основана на определенном ритме или мере времени, становится причиной зарождения и развития всех объектов природы. Таким образом, время является источником и причиной возникновения всех материальных форм.

Основная цель Васту, как науки, является создание такого пространства зданий и сооружений, чтобы они гармонировали с тонкой энергией природы. Внутреннее пространство каждого человека и космического пространства вибрируют на определенных частотах и ритмах. Если часть обширного пространства изолировать и окружить 4 стенами констуркции, то это уже можно назвать зданием и оно превращается в живой организм, а в замкнутом пространстве начинаются вибрирации энергии на определенной частоте. Архитектор, используя технологии Васту и Ваасту, создаёт конструкции зданий таким образом, что его колебания были численно равны колебаниям людей, находящихся в здании. Это определяется положением звезд в момент рождения. Это можно вычислить, благодаря специальным расчетам Ваасту.

Здание охватывает часть космического пространства, которое заполнено частицами с энергией каждого из них в форме «Пуруша Мандала Ваасту, где ‘Ваасту Пуруша» означает материальную энергию и «Мандала» означает диаграмму. Эта картина распределения энергии представляет собой решетку из 9×9 = 81 квадратов, которая является основой для расположения любого строительного пространства.

YL: Кто был автором Васту шастра и сколько лет этой науке?

VGS: Майя, великий ученый, архитектор и градостроитель древней Индии, был автором Васту шастра, которая могла быть разработана где-то между 10 000 до н. э. и 5000 до н. э. Майя был автором Васту Шастра Маямата и Сурья Сиддханта. Его имя фигурирует в нескольких эпосах, таких как Махабхарата, Рамаяна и в тамильском эпосе Тамил Силаппадикарам (Шилаппадикарам) (1). Позже эта система стала известна как Ваасту Веда и Стхапатья Веда. Если Ваасту Веда направлена на Ваасту (т. е. строительство зданий), то Стхапатья Веда распространяется не только на Ваасту, но и на музыку, танец, поэзию и т. д.

YL: Можем ли мы видим влияние древнеиндийской науки Ваасту на другие культуры?

VGS: Да, Ваасту видья (2) ушло за границу и, как вы знаете, его китайский коллега, Фэн-Шуй, стал весьма популярным на Западе. Во время моего недавнего визита в Шри-Ланку, я заметил, что их дома и монастыри были разработаны на основеВаасту Пуруша Мандала. Город Гватемала (3)  также применил концепцию Ваасту Пуруша Мандала в качестве основного плана для своего города, включая проектирование зданий и пирамид. Когда я был в Мексике, я заметил, что пирамиды майя напоминал гопурамы (пирамиды) из Южных индийских храмов.

Южно-индийский храм

Пирамида эпохи Майя

YL: Не могли бы вы рассказать нам, насколько Васту шастра повлияла на проектирование и строительство индийских храмов.

VGS: Дизайн и расположение храма, скульптур божеств и выбор территории индийских храмов основан на Васту. Храмы всегда строятся на квадратном или прямоугольном земельном участке, это помогает привнести духовный мир в храм. Эти правила также распространяются и на дома, и на другие строения. Центрального ядро пространства Брахмастхана (принадлежащее Брахме, Творцу) остается открытым. Бог с тонкими вибрациями всегда в центре Брахмастханы. Если Божество манифестируется в виде скульптуры, то она должна быть помещена немного дальше от центра в направлении от главного входа. Свирепое божество, такое как Кали, находятся в отдалении, ближе к границам храма, поскольку эти энергии считаются более грубыми. В центре может находиться только символ Шивы (Фаллос Шивы) (4), но даже не сам Шива (подразумевается статуя). Математически говоря, храм и скульптуры божеств в храме, имеют одинаковую форму. Храм построен в форме человеческого Бога, с небольшими изменениями в структуре и с использованием определенных вибрационных мер. Поэтому говорят, что храм не просто дом Бога, но форма Бога.

YL: Какое значение имеют гопурамы (gopurams) — пирамиды, которые находятся в южно-индийских храмах?

VGS: Пирамида является структурой, которая имеет в основании квадрат или многоугольник с наклонными сторонами, сходящимися на вершине. В буквальном смысле слово «пирамида», означает «огонь в середине» (pyra — огонь, свет, midos — середина (греч.) — Р.С.). Верхушка гопурам, которую мы можем обнаружить храмах южной Индии, имеет такое же значение, как центральное ядро пространства Брахмастхана, которое можно сравнить с областью «атомного реактора» любого здания. Здесь, на верхнем уровне гопурам, создаётся трехмерное энергетическое поле, которое проецируется вниз и привносит духовные блага посетителям храма.

YL: Что означает термин «космическая терапия»?

VGS: Мы все окруженны тонкой энергией и эта энергия бывает хорошего или плохого качества. Ваасту Пуруша Мандэла так проектирует и располагает сооружения, чтобы отразить отрицательные качества и пробудить к действию хорошие качества. Здание,в этом случае, играет роль помощника в установлении мира и счастья для людей, находящихся в нем. Если расположение помещений здания не в порядке, здание «заболевает», автоматически создавая различные формы физических и психических проблем для его жильцов. С другой стороны, у правильно спроектированных зданий, есть свойство укреплять здоровье. Это и называется «космическая терапия» или «терапия Космоса», эту фразу,к стати, ввели в обиход американские архитекторы.

YL: Каковы правила ориентации предписываются в текстах Ваасту?

VGS: Правила ориентации одни и те же для расположения деревень, городов, зданий, заводов и т.д. Ориентации придаётся большое значение в традиции Ваасту и только тогда, когда это требование выполняется, можно полноценно пользоваться благами, получаемых от конструкции здания. Мы постоянно испытываем влияние от энергий, исходящих от Земли. Правильная расположение сооружения означает, что Земля и здание гармонично взаимодействуют друг с другом на уровне энергии пространства. Использование Ваасту Пуруша Мандала, позволяет верно сориентировать здания по Солнцу. Горизонтальная линия, проходящая с востока на запад Земли, называется Шуддха Праче / Suddha Praachee (истинный Восток). Здание, которое строится параллельно «истинному востоку» идеально подходит для мудрецов, ученых, художников и глубоких мыслителей. Когда линия ориентации здания отклоняется на несколько градусов в направлении на северо-востока, это называется Эса  Праче / Esa Prachee и эта ориентация идеально подходит для тех, кто ищет земной комфорт и земное процветание. Храмы, посвященных божеству Лакшми (богини богатства), приведены в соответствие с Эса Праче, чтобы это божество дарило процветание посетителям храма.

YL:Почему расположение главной входной двери, является настолько жизненно важной в процессе проектирования зданий?

VGS: Главный вход в здание или дом соотносятся с главным входом Праны (жизненной энергии), поступающей в здание. Таким образом, расположение дверей, их размеры определяются специальными Ваасту расчетами, чтобы максимизировать этот положительный поток. Входные двери в здание и задние входные двери обычно располагают на одной прямой линии, поскольку это обеспечивает поток энергии внутрь и выход её из здания без каких-либо препятствий. Этот энергетический тоннель называется Вамша Дандам / vamsa dandam, что буквально означает «бамбуковый шест» или «позвоночник». Сугубо материальная польза от сквозного расположения дверей является возможность быстрого и качественного проветривания здания, в то время как духовное значение состоит в том, что солнечная энергия поступает в главный вход и выходит через заднюю дверь, тем самым обеспечивая беспрепятственный и постоянный поток свежей энергии в доме. Поскольку главная цель состоит в максимизации положительной энергии в доме, то не желательно иметь арочные окна и двери в доме, поскольку они искажают поток энергии. Арочные окна и двери, при этом допускается на верандах и портиках вне дома.

YL: Не могли бы вы дать нам несколько советов Ваасту для выбора места под дом?

VGS: Ваасту шастра смотрит на землю, как живой организм, которая источает энергию в определенном ритме, этот ритм затрагивает и все одушевленные предметы. Ваасту предписывает набор тестов для правильного выбора подходящей земли в связи с тем, что физические свойства Земли не являются едиными на ее поверхности. Эти проверки показывают плодородные почвы или нет, есть ли там грунтовые воды, которые движутся по направлению часовой стрелки. Шастра возражают против выбора болотистых или глинистых почв, а также тех земельных участков, которые содержат черепа животных или человека, отходы железа, ногти, волосы, обугленную древесину или древесный уголь, бурый уголь и норы белых муравьев и змей. Из-за загрязнения, проживание в непосредственной близости от заводов не рекомендуется. Ваасту шастра также рекомендует полностью отказаться от плохого участка, поскольку его улучшение может привести лишь к временной выгоде.

YL: Почему традиция Ваасту делает акцент на сложных, составных стенах зданий?

VGS: Есть два Ваастус / vaastus, один внутри другого. Это Прасада / Prasada Ваасту или Гриха / Griha  Ваасту, что означает сам дом или здание, и Бхуми / Bhoomi Ваасту или Прадхан / Pradhan Ваасту, что означает земное пространство, окружающее здание. Оба Ваастус должны быть в гармоничных колебаниях друг с другом. Составная стена защищает здание и земное пространство, окружающее его от отрицательной энергии в космическом пространстве. Кроме того, неправильные формы имеют свойства оказывать отрицательное воздействие на человеческую психику. Поэтому соединение стен должно быть либо квадратной или прямоугольной формы. В том случае, если стены делают неправильной формы, их дополняют до квадратной или прямоугольной формы деревьями или растениями.

YL: Не могли бы вы дать нам пример идеального дома по Ваасту,

подразумевая конфигурацию его помещений.

VGS: Дизайнер Ваасту посоветовал бы держать Брахмастхан (центральное место) свободной так как он будет привлекать энергетическое пространство, окружающее землю и помогать привносить духовные блага для её жителей. По соображениям безопасности, над Брахмастаном могут использоваться вентиляторы на крыше, чтобы сохранить пользу от центрального места. За исключением этой центральной области, все остальные помещения могут быть использованы как жилые. Жилых помещений разделяются на основе энергетических зон в Ваасту Пуруша Мандале, это разделение заключаются в следующем: а) Северо-Восток / Esana является источником власти; б) Юго-Восток или Agni (Огонь) является источником тепла; с) Юго-Запад или Nirutti / Нирутти обладает качествами, тяжести, спокойствия и хладнокровия; d) Северо-Запад или Vayu / Вайю (воздух) означает движение. Исходя из этих качеств,  северо-восточный угол идеально подходит для комнаты молитв и духовных практик, юго-восточный для кухни, юго-западная четверть для спальни и гостиной, а западная сторона для столовой. Пространство вне здания с северо-восточной стороны здания идеально подходит для размещения колодца.

YL: Разрешает ли традиция Ваасту традиции какие-либо перестройки после завершения строительства?

VGS: Изменения здания приводит к нарушению потока энергии в замкнутом пространстве. Поэтому шастра не рекомендуют постстроительные изменения. Если люди расширить свое жилое пространство в уже существующем доме, то северная и восточная сторона дома считаются более благоприятными для расширения. Ваасту также рекомендует, чтобы пространство нового здания, не было соединено со старым зданием, поскольку каждое здание считается живым организмом, обладающим индивидуальным качеством энергии, и разбавленная энергетика нежелательна. всегда проектировали, по крайней мере, 6-кратное расстояние (at least 6Ó space)) между двумя зданиями, чтобы гарантировать чистоту энергии в соответствующих жилых помещениях.

YL: Что бы Вы посоветовали обычным городским жителям, которым затруднительно следовать принципам Ваасту из-за ограниченного жилого пространства?

VGS: Принципы Ваасту проекты могут быть адаптированы к любому типу дома или квартиры, здание так, чтобы была правильно ориентировать жилое помещение. Это поможет дать физические и психические выгоду жильцам. Таким образом, ограничения пространства не должна быть препятствием на пути принятия принципов Ваасту.

YL: Что бы вы сказали об актуальности Ваасту шастра в современном мире?

VGS: Как вы знаете, уровень информированности людей о Ваасту шастре и пользовании её благами существенно увеличился. Люди начинают понимать, что архитектура влияет как на здание, так и на его обитателей. Классическим примером является индийский парламент дом (здание Лок Сабха / Lok Sabha. Я предложил бы, оборудовать место для заседаний парламента в прямоугольную или квадратную форму, с тем чтобы удовлетворить требованиям Ваасту. Это помогло бы привнести спокойствия в работу нашей законодателей.

Здание индийского парламента Lok Sabha

Внутри Lok Sabha

YL: Каким образом наука Васту и Васту вписывается в йогу?

VGS: Цель науки Ваасту является проектирование пространств зданий, которые вибрируют на такой энергетической частоте, чтобы люди имели возможность находиться внутри в условиях мира и гармонии в «идеальный союзе со Вселенной». Это ничто иное, как йога. Как и в йоге, роль концентрации / Dhyanam играет важную роль в процессе Ваасту. В йоге здоровый спинной хребет способствует здоровому телу, гарантируя свободный поток prana ко всем каналам нерва. В Ваасту есть свой «позвоночник», это энергетический туннель, названный ‘vamsa dandam’ (что означает «бамбуковый шест» или «позвоночник»), который соединяет главную входную и задние двери дома и гарантирует свободный поток праны ко всем частям дома.

YL: Что еще вы хотели бы сказать нашим читателям?

VGS: Поскольку наше наше время создаёт кризис образа жизни, много архитекторов и проектировщиков теперь поворачиваются к древним традициям Ваасту для вдохновения. К сожалению, часто это приводит к неверному истолкованию Ваасту. Мы должны понять, что Васту шастра является тонкой наукой, а не материальной наукой. Когда я был руководителем Колледжа Архитектуры и Скульптуры в Mamallapuram, я встретил много ученых из Индии и из-за рубежа которые, казалось, ценили технологию Васту шастра, но подвергали сомнению научный аспект Васту. Это побудило меня сделать большое исследование. Я приступал к сбору старой литературы от сообщества Стапати / Sthapati и исследовал глубоко эту область и интерпретировал её. Мое знание английского, санскрита, тамильского и математики весьма облегчило процесс исследования. Я надеюсь передать это драгоценное наследство другим, и нахожусь в процессе обучения многих студентов в этой области. Я хотел бы разделить эти традиционные знания и мудрость Ваасту с современными архитекторами, которые действительно интересуются этой областью «священного искусства и архитектуры». Через мой исследовательский фонд я надеюсь передать сведения о Васту многим другим людям в Индии и за границей.

YL: Благодарю Вас, д-р Sthapati за то, что вы поделились своими знаниями с нашими читателями. И от их имени, мы хотели бы пожелать Вам всяческих успехов в ваших исследований и в распространении Васту Шастра.

пер.Руслан Суси, 31.08.2010 Хельсинки

Примечания

(1) Тамильский эпос Силаппатхикарам (Шилаппадикарам), означающий «Повесть о браслете», написан в 2-3 в. н.э. сыном царя Черы Иланго Адигалем.  По сути это художественное произведение, мне не ясно почему Д-р Ганапати художественный труд упоминает как некое документальное свидетельство о существовании Майя. В целом, история тамилов очень глубока. Тамилы принадлежат к дравидийскому племени, которые населяли территорию северо-западной Индии до прихода индоариев. Однако с приходом ариев, дравиды были оттеснены далеко на юг, где они сейчас и живут (на Шри-Ланке, например).

(2) Видья — знание (санскрит)

(3) Гватемала (исп. La Nueva Guatemala de la Asunción, Ciudad de Guatemala) — столица Республики Гватемала, а также самый крупный город Центральной Америки с населением более 1 млн. человек.

(4) По одной из легенд Шива, чтобы помирить спор Брахмы и Вишну о первенстве обратился в бесконечный столб, предложив Брахме и Вишну измерить его. Фаллос Шивы используется, в том числе, как символ бесконечной формы Бога. 

НАЗАД НА БЛОГ VAASTU.PRO

ГЛАВНАЯ

Добавляйте к себе, чтобы не потерять васту-информацию