Сатурн (Шани)

Статья из книги Б.Бехари «Мифы и символы ведической астрологии»

Сатурн считается «большим злом», то есть самой опасной из всех планет. В его символическом изображении — полудуге, свисающей с креста, — есть нечто устрашающееСатурн. Он немного напоминает символ Земли, однако в последнем вместо дуги присутствует окружность. Такое различие весьма существенно. В случае Земли, вечное вращение креста соединяется с цельностью, или целомудрием, Божественного импульса, которая представлена замкнутой окружностью. Ее символ указывает на цельность мира, проявленного под действием вечно сменяющих друг друга сил, и на то, что любое существо, проявленное на Земле исполняет Божественную миссию. В случае Сатурна крест, под которым расположена дуга, символизирует Божественное давление на развивающуюся личность, которое побуждает ее продвигаться из плотной материальной среды к духовной цели. Дуга, обращенная кривизной вправо, указывает путь возвращения в отчий дом, а точка, в которой дуга соединяется с крестом, соответствует началу процесса одухотворения (спиритуализации). Сатурн дает импульс к одухотворению — и в этом основная особенность сатурнического влияния.

Сатурн также накладывает психологические ограничения. Под его влиянием человек испытывает острое желание большей свободы, которое распространяется на все сферы жизни. Однако, если к этому моменту физическая оболочка еще недостаточно созрела, он обнаруживает свои ограничения. Возникает болезненное состояние внутреннего конфликта. Вслед  за хаосом в душе, наступает возбуждение ума. Крест Сатурна, тем самым, совершает полный оборот. Если душе удается воспринять смысл посланного Сатурном опыта, наступает полный покой, позволяющий личности разглядеть дальнейшее направление ее духовного пути. Именно это состояние представлено дугой, свисающей с горизонтальной черты креста. Освободить себя от мучений, которые несет с собой Сатурн, можно, осознав ограничения, с которыми душа пришла в текущее воплощение, а также необходимость этих ограничений для ее развития.

В процессе духовного роста страдания неизбежны. Страдание является сутью суровых испытаний, которые предполагает духовное ученичество. Однако напряжение, вызываемое действием Сатурна, существенно отличается от других форм. Сатурнические ограничения возникают в результате кристаллизации материальной формы. В мире объектов, где личность встречается с последствиями сатурнианских влияний, очень мало гибкости. Он не позволяет приспосабливаться. Душа, в своем стремлении к спиритуализации и освобождению, становится на путь искупления от прошлой кармы.

В ответ на стремление к освобождению возникает противодействие со стороны материальных условий в форме разного рода личных проблем, как-то: болезней тела, возмущений среды, психологического страдания, недостатка денег. Это — действие Сатурна, в результате которого человек испытывает чувство беспомощности, перестает мечтать и строить планы на будущее. Зарождающийся дух, ищущий освобождения от пут физического бытия, задыхается в жестких рамках физической и психологической структуры. Много боли, много интеллектуального разочарования, крушения надежд и планов. Под влиянием Сатурна происходит коренное преобразование разных личностных структур. Необходимость в таком преобразовании воспринимается как боль и страдание. Нам кажется, что жизнь рвется на части в конфликтах, мы чувствуем себя распятыми на кресте. Сатурн заставляет каждого нести свой крест. Полудуга в символе Сатурна связывает нижнюю точку материальности (мира материи, материального мира), которая по сути является точкой смерти, с вершинной точкой творения, освобождения и бессмертия. Будучи вписанной в окружность, она соответствует тому ее участку, который символизирует путешествие души от самых глубоких слоев материи к вершинной точке освобождения. Желание к освобождению от уз материи приходит в результате сознательного выбора. Оно возникает в тот момент, когда в своем стремлении к материальному удовлетворению человек натыкается на стену. Препятствия на пути к наслаждению материальными благами воспринимаются как разочарование, как крушение надежд. Сатурн разрушает иллюзии. Он сжигает все временное. В момент разрушения наших сокровенных планов и желаний мы испытываем острую боль. Однако после психологической перестройки в душе вновь воцаряется покой и мы переживаем свою внутреннюю силу. Сатурн разрушает иллюзорное и временное, чтобы дать каждому заглянуть в лицо вечности, чтобы воспитать в нем мужество и выносливость.

Сатурн действует глубоко и разносторонне. Он затрагивает как самые слабые, так и самые сильные струны души. Его влияние может выдержать только тот, кто обладает надлежащей силой и решимостью. Это не тот учитель, который тренирует ученика постепенно, по мере усвоения учебного материала. Сатурн нацелен на результат. При этом он не ограничен во времени. Он — само время, и может ждать бесконечно. Он приходит в действие во всех случаях, когда есть хотя бы малая возможность личностного роста. И никогда не отступает. Оба компонента, составляющие символ Сатурна, — крест и дуга, — символизирует динамическое взаимодействие разных природных сил. Если личности не удается воспринять данный Сатурном урок, что происходит нередко, она воспринимает происходящее как катастрофу. В результате человек может стать реакционным, психологически же — очень негативным. В отдаленной перспективе весь опыт, относящийся к таким периодам жизни, служит развитию внутренней силы, однако в ближайшей перспективе человек может встать на преступный путь, стать аморальным и бездуховным. И все это — действие Сатурна. Дуга, находясь под крестом материи, означает что под лучами Сатурна процессы духовного развития протекает в тени материального гнета. Во благо или во вред, но человеку, находящемуся в таком положении, приходится подстраивать внешние стороны своей жизни под действие обстоятельств.

На внутреннем плане Сатурн требует поменять отношение к происходящему. От него человек получает глубокое понимание физической природы бытия. Оно тесным образом связано с нашими испытаниями и с навыками, которые мы приобретаем, справляясь с ними. Мудрость Сатурна приобретается в процессе повседневного противостояния трудностям. Она укрепляет душу на ее восходящем пути.

Сатурн известен под именем Шанишчарачарья, что значит: Учитель, который медленно движется.  В самом деле, Сатурн движется медленнее всех других видимых планет, но это не единственная причина такого именования. Медленно происходящие перемены, как правило, не заметны. С самого рождения мы незаметно движемся к смерти. Это движение, представляющее собой естественный процесс физического разрушения, происходит настолько медленно, что мы о нем почти не задумываемся. Даже превращение малого ребенка в цветущего юношу или девушку, а затем в зрелого, взрослого человека — это, по сути своей, движение к концу. Все беды и знания, которые приносит Сатурн, настолько недоступны прямому восприятию, что часто приписываются другим  причинам. Сатурн действует медленно, и работа его совершается в сфере человеческой души, которая восприимчива только к малой скорости. Для того чтобы освободить жизнь от пелены иллюзий, Сатурн не пользуется быстрыми методами. Он проявляет очень мало интереса ко внешним обстоятельствам жизни человека и к его физическому телу. Сатурн — глубоко действующая планета, направленная на реализацию изначального потенциала души и знающая ее вечную природу.

Сатурн тесно связан с Солнцем и считается сыном Солнца. Поэтому его влияние подобно солнечному — оно очень глубоко. Здесь имеет место ритмическое движение к Солнцу, с сильно выраженной периодичностью. Зрелость и понимание, возникающее в результате действия солнечного импульса, приходят как само собой разумеющееся следствие естественного хода событий. Степень «солнечной» зрелости измеряется не числом лет, которые человек прожил на Земле, а глубиной видения мира, которую он приобрел. Мудрость, получаемая человеком по действием Сатурна, — того же порядка. Ее качество и количество зависит от того, насколько активно мы боремся с жизненными обстоятельствами, а также от глубины созерцания и восприятия разнообразных факторов, действующих в жизни. Медитация, аскеза, созерцание, освобождение от желаний и материальных привязанностей углубляются и приносят плоды далеко не сразу. Результат приходит только в том случае, если учитель достаточно терпелив с учениками и непрерывно работает с их ментально-психологическими слабостями. Для достижения устойчивых результатов не должно быть гонки за ближайшими целями. Имея в виду все сказанное, можно понять и оценить, почему Сатурн действует не спеша, наверняка, вызывая длительные и устойчивые изменения. Дуга под крестом Сатурна символизирует результат его влияния, тогда как его имя Шанишчарачарья указывает на способ достижения этого результата.

В индийской мифологии Сатрун считается сыном Солнца. Согласно мифу, Сурья женился на дочери небесного зодчего. Однако его сияние оказалось слишком сильным и утомительным для девушки; поэтому она вернулась к своему отцу с просьбой облегчить ей выполнение семейных обязанностей. Чтобы муж не заметил ее отсутствия, она оставила вместо себя в прислуги мужу свою тень Чхайю (это имя буквально означает «тень»). Сатурн родился от союза между Солнцем и Чхайей. Эта аллегория наводит на мысль о том, что Сатурн есть проекция солнечного излучения через покров материи, так как только материя может отбрасывать тень. Появление тени указывает на то, что путь солнечного света преграждает материальное препятствие. У Сатурна есть еще несколько имен — Асит, Сурьяпутра и Манда. Асит значит «Черный», «Темно-синий», либо «Черный змей». Сурьяпутра дословно означает «Сын Солнца». Манда — «Медленный» или «Безрадостный».

Многочисленные потомки, родившиеся от Солнца, представляют собой комбинации солнечного света с различными творческими силами женской природы. Эти солнечные дети являют собой особые творческие силы, углубляющие Божественную миссию солнечного света — единственную цель его существования. Среди них Яма — бог смерти, Ману — отец человеческой расы, Сугрива — обезьяний царь, дружественный демонам, но вставший на сторону богов для их покорения, Джатайю — орел, поведавший великому герою Раме о похищении его жены Ситы, Ашвины — великие целители, обладающие колоссальной способностью к омоложению, Камса — герой Махабхараты, рожденный от Кунти, а также Савами — дочь Солнца. Все потомки Солнца объединены общей чертой: они, каждый по-своему, несут Божественную миссию света и способствуют победе духа над материей.

Сатурн занимается тем же самым, но по-иному. Его одухотворяющее действие не опосредуется возникновением внутреннего побуждения к исследованию истинного Я, как в случае других планет. Оно приходит как побочный эффект. Сатурн вызывает разочарование материальным миром и, прежде всего, скорбь. Он подчеркивает природу «тени» и контрастирует пелену, покрывающую истинную природу души, уменьшая ее прозрачность. Не открывая нам своей конечной цели, Сатурн предъявляет эту пелену и связанные с ней ограничения. Это вызывает импульс к освобождению и познанию своей истинной природы.

Еще одно имя Сатурна — Саптарчи, что переводится как «Тот, у кого семь лучей». Здесь следует вспомнить, что семь лучей имеется и у Солнца: это семь каналов потока жизни, у небесной реки Ганги — семь течений, или рукавов, а у пламени — семь языков. Это основополагающая дифференцировка потока жизни, которая лежит в основе семи человеческих темпераментов. Тип темперамента зависит от того, по какому из семи путей направляется эволюция души. Последний не только определяет темперамент, но и обуславливает все обстоятельства жизни. Путь, которому должна следовать душа, чтобы проявить свою основную природу, зависит от луча, лежащего в ее основе. Основные характеристики семи каналов выделяются, исходя из свойств семи Лучей. Это импульсы, обусловливающие и направляющие любую деятельность человека, как на бессознательной, так и на сознательной стадии его космической эволюции.

  • Луч воли — Проработка принципа волеизъявления личности (принцип «Я»).
  • Луч мудрости — Проработка разума.
  • Луч творческой деятельности — Проявляется в результате активизации Махата, или космического разума.
  • Луч поиска истины — Приводит человека на путь научного поиска, иногда превращает в агностика.
  • Луч религиозной вовлеченности — Притягивает человека к церемониям и ритуалам, через которые он очищается и повышает свой уровень духовности
  • Луч искусства — Люди этого луча стремятся к слиянию с Жизнью, развивая чистые формы изящных искусств.
  • Луч мистики и провидения — Наделяет способностью видеть во всем разные формы выражения единого духа.

Условия, в которых вынуждены действовать души, подвергаясь испытаниям и превратностям судьбы, определяются их прошлым, а также их главенствующим Лучом. Как уже говорилось, Сатурн влияет на человека сквозь окружающую его пелену иллюзий. По сути, любое влияние Сатурна должно вначале преодолеть эту пелену, или, другими словами, просочиться сквозь нее, лишь тогда он начинает действовать. Пелена бывает семи типов. Просачиваясь сквозь них, сатурнические лучи также подвергаются их влиянию. В результате возникают семь лучей Сатурна, которые темнее изначальных. Сатурн является сыном Солнца, и поэтому основной его эффект по пробуждению внутренней природы души подобен солнечному. Испускаемый при этом луч — того же качества, но он темнее. Его реальное действие зависит от основного луча личности, на которое данное воздействие направлено. Не зная этой особенности, разобраться во влиянии Сатурна очень непросто.

Имена, которыми наделен Сатурн, акцентируют разные качества этой планеты. Описание Шани, как оно приводится в индийских духовных текстах, относится к природе управляющего Сатурном планетарного владыки, или божества. Принято считать, что кожа Сатурна — черного или темно-синего цвета, что он имеет четыре руки, в одной из которых он держит стрелу, в другой — дротик, в третьей — лук, четвертой рукой он раздает благословения. Сатурн передвигается, сидя верхом на птице — зловещем грифе или стервятнике.

Заслуживает внимания тот факт, что кроме Сатурна — бога смерти и разрушения, темно-синим цветом кожи наделялись такие благородные божества, как Шива, Вишну, Рама и Кришна. Сатурн окружен темнотой, что знаменует отрицание им всякого владения и атрибутов, его существование вне всяких сфер материального проявления, которое по этой причине невозможно выразить изобразительными средствами. Имея природу Абсолюта и Первопричины, Сатурн не может иметь формы. Отсутствие проявленной формы обыкновенно ассоциируется с темнотой. Недаром ведь говорят: «темно, как в утробе». Кроме этого, мы часто слышим о «темных», читай: «непонятных» вещах, о «темном» (неясном) прошлом и будущем. С темнотой ассоциируется представление о вечности и бесконечности. Понятие первозданной тьмы присутствует в описании самого начала акта мироздания:

«Темнота наполняла бесконечное пространство («бесконечное все»), ибо Отец, Мать и Сын были все еще едины, и Сын не пробудился для нового цикла и нового путешествия». Темно-синий цвет, в еще большей степени, чем черный, является цветом темноты, так как он содержит в себе все прочие цвета. Это — Конечное Состояние, Конечная цель, которая принимает в себя все, при этом никак не изменяя своего состояния. Любая форма проявленного мира в конечный момент своего существования погружается в черноту. Любой цвет — это реакция, возникающая в проявленном мире на воздействие света. За пределами проявленного мира не может быть ни цвета, ни реакции. По своей природе это инертное состояние без цвета есть Вечное Блаженство. Только здесь, за границами бытия, можно испытать совершенное равновесие и отдых, не омраченный тревогой и возбуждением. Это царство чистой гармонии. Здесь нет и намека на различия по социальным, расовым или еще каким-либо признакам. Однако достижение такой гармонии — процесс многотрудный и беспокойный. Для этого приходится отказаться от накопленных знаний, равно как и от всего земного и чувственного. При этом темнота поглощает все атрибуты и характерные признаки, которые сопровождали душу в эонах ее перевоплощений, без всякой надежды на их (этих признаков) повторное обретение. Состояние ничтожества, развоплощения может казаться психологически очень неуютным. Его, возможно, испытывал Христот, находясь на кресте. Оно подобно смерти… Именно этот болезненный опыт отказа от всего, что в нашем сознании связано с понятием жизни, вероятно, и заставляют нас ставить рядом с Сатурном смерть, — они занимают в нашем сознании соседние места. Иссиня — черный цвет грозного лика Сатурна напоминает о смерти, великой и всепроникающей иллюзии. Это всеобщее и могущественное заблуждение, отделяющее человека от Реальности. Сатурн не есть тьма, и он не пребывает во тьме: на самом деле он — за ее пределами, за пределами иллюзий и невежества.

Достигая смертного человека, Сатурн проходит через покров иллюзий и заблуждений, — не потому ли так трудно постигнуть его истинную природу? Этот покров порождает путаницу, туманность восприятия и чувство изоляции. Душевные муки, приходящие вместе с сатурнианским переживанием одиночества, — это род хирургической операции, в результате которой человек должен выздороветь от болезненной привязанности к материальному миру. Этой боли не избежать. Всякий раз в момент потери того, к кому — или к чему — мы были долгое время привязаны, мы испытываем глубокую боль. Сердце наше кровоточит. Но данный процесс неизбежен. Без него мы никогда не достигнем ясного восприятия, не освободимся до конца от ослепляющих иллюзорных наслоений.

Сатурн всегда наводил на людей ужас и страх. Страх в этом случае вполне закономерен, так как Сатурн — это конечный предел бытия; это бесформенный Абсолют. В мире Сатурна нет ничего, за что можно было бы зацепиться, на что опереться, чем оградить себя, чтобы почувствовать защищенность. Абсолют подобен непрерывному движению, которое никогда не ускорятся и не замедляется — даже во время перерывов между великими циклами проявления. За пределами Абсолюта ничего нет. Только Время, которое длится и длится, и нет этому Времени конца. Следовательно, это даже и не время в нашем обычном понимании, а нечто громадное, невыразимое и бесформенное. Это Великая Утроба, в которой вызревает мир и которая не имеет формы и качества. Что может быть в бесформенной Тишине, где нет даже времени?

Иссиня-черный цвет призван напоминать нам о том, что Сатурн — это Абсолют в наиболее ощутимом, реальном его значении: за пределами Сатурна ничего нет.

Абсолют действует посредством абсолютно надежных инструментов, которые можно увидеть в руках у Шани. Все это оружие нападения: лук, стрела и дротик. С помощью стрел лучник устанавливает прямой контакт со своим объектом, будь то предмет охоты или, быть может, учитель, к ногам которого в знак уважения падает стрела. В случае Сатурна, стрела выпускается с целью освободить жертву от кармических долгов, которые сдерживают ее на пути развития. Таким образом устанавливается контакт между человеком и Абсолютом, в результате чего он может напрямую обращаться к последнему.

Стрела также является символом устремления, с помощью которого личность может подняться до своего высшего Я. Как только стрела достигает цели, в сознании человека начинается полный беспорядок. Скрытые проблемы и способности всплывают на поверхность, подобно маслу, собирающемуся на поверхности взбиваемых сливок; человек познает реальность. Вначале, получив возможность лицезреть свою истинную сущность, глубины своего «Я», человек может испытать замешательство, но, в конечном счете, осознание собственных слабостей открывает путь к глубокой духовности. Духовное самовосприятие обеспечивает мотивацию, движущую человека к познанию Абсолюта. Таким образом, стрелы Сатурна сбрасывают покров неведения, обнажают истинное «Я», вскрывают врожденный потенциал — положительный и негативный, а также обеспечивают прикосновение к истинному «Я».

Дротик в одной из четырех рук Сатурна — это метательное оружие, которое пронзает жертву и убивает ее. Еще в одной руке — стрела. Разница между стрелой и дротиком — в расстоянии от нападающего до жертвы. Стрелу выпускают с дальнего расстояния; стрелок при этом может оставаться невидимым. Это полностью относится к влиянию Сатурна. Сатурн, как правило, действует неожиданно: иной раз бывает трудно понять, откуда и каким образом пришел удар. Но, несмотря на то, что направление, откуда была пущена стрела, неизвестно, она причиняет боль и вызывает психическое смятение. Боль от стрелы Сатурна бывает глубока и сильна.

Если оружием служит дротик, нападающий находится на близком расстоянии от жертвы. Сатурн не боится своей жертвы и нередко наносит удар открыто; в этих случаях опознать его действие не составляет труда. Среди внезапных и быстроходных событий, символизируемых дротиком в руке Шани, — болезни, ранения, безвременная потеря поддержки и общественного положения.

Лук, крепко сжимаемый третьей рукой четырехрукого бога, — это оружие, с помощью которого тот выпускает стрелы. Лук символизирует основание, которое Сатурн закладывает в душе человека для последующего процесса духовного развития. Для роста и раскрытия духовного сознания необходимы глубокая внешняя и внутренняя переориентация. Божественное устремление, которое символизирует стрела, может достичь успеха только при наличии тщательно подготовленного основания. Сатурн закладывает такое основание для внутреннего пробуждения в своих учениках, и в этом смысле он — самая сильная одухотворяющая планета. Чаще всего это означает полное отрицание материального комфорта, однако в некоторых случаях Сатурн дает ученику все удобства и блага, полностью освобождая от мирских забот, чтобы тот мог исследовать глубины своей души.

Сатурн наделяет людей хирургическим мастерством, искусством лечения болезней с помощью трав, а также глубоким пониманием Божественных мистерий. Будучи сам искусным хирургом, Сатурн заботится о длительном благополучии человека, его не интересуют временные, паллиативные меры. Он направляет к полному исцелению, не сильно заботясь об облегчении симптомов. Как именно Сатурн проводить весь комплекс подготовительных работ — разглядеть бывает непросто, но они весьма эффективны и приводят к действительному и стойкому избавлению от материальных привязанностей. Сатурн не заботится о том, будет ли ученик знать свою конечную цель, полностью отдавать себе отчет в своих целях и предназначении. Он просто подталкивает ученика в нужном направлении, обеспечиваю возможность для продвижения вперед и делая это путешествие неизбежным. Даже если человек не замечает никаких изменений в своей психики, это ничего не значит для Сатурна, так как откат к прошлому с прочного основания, которое он подготовил, почти невозможен.

Четвертой рукой Сатурн раздает благословения, и это подчеркивает его благодетельность. Чтобы заручиться благословением и поддержкой Сатурна, действеннее всего верить в его благодетельность и не оказывать сопротивления. Сатурн готов благословить ученика даже во время больших трудностей и нестерпимой боли. Доверяя божеству и подчиняясь его воле, мы в значительной степени облегчаем свою боль и ускоряем свое развитие.

Гриф, который является средством передвижения Сатурна, имеет непосредственное отношение к смерти, поскольку питается мертвыми телами. Пернатый род, потомками которого являются грифы, наделен глубоким символическим смыслом. Хищные птицы, и, в частности, грифы, упоминаются во многих древних учениях — у зороастрийцев, гностиков, египтян и в ведической традиции. Согласно индийским мифам, хищные птицы берут начало от Риши Кашьяпы, одного из семи прародителей Вселенной. В некоторых мифах говорится, что Кашьяпа был еще до Брамы. Среди прославленных сыновей этого риши самой значительной фигурой для нашего повествования является Гаруда, ставший средством передвижения Вишну, хранителя Вселенной. Гаруда — старший брат Аруны, возничего Солнца. (В некоторых легендах Аруна — одно из имен Солнца.) Племя грифов символически связано с Солнцем. Двое сыновей Гаруды, Джатаю и Сампати, попытались на крыльях подняться до Солнца. В результате этой попытки Джатаю обжег крылья и упал на землю, где его встретили Рама и Лакшман, бродившие в поисках Ситы. Джатаю поведал им о своем полете с Раваной для освобождения Ситы. Рама же с Лакшманом воздали ему последние почести. Рассказывая Раме о себе, Джатаю сказал: «Уже 60 тысяч лет прошло, о Царь, с тех пор, как я родился», — после чего, повернувшись спиной к солнцу, умер. Во множестве аллегорических повествований гриф выступает перед нами как символ Великого Цикла — Махакальпы, в своем бессмертии подобный Вишну, единый со Временем и с Солнцем. То, что Сатурн передвигается на грифе, намекает на его связь с вечностью.

Кроме того, грифы принадлежат к роду индийской птицы Феникс — символа возрождения и цикличности. В процессе развития мироздания выделяются фазы сжатия и расширения, циклическим сменяющие одна другую. Они неодинаковы по времени; у каждой есть свое название. Воплощающиеся души путешествуют через все циклы. На них падает свет семи темных лучей Сатурна, который влечет их навстречу конечной цели (судьбе), облегчая и ускоряя процесс их эволюции. В этом деле Сатурну требуется помощь Времени.

Сатурн может ждать бесконечно, пока цель не будет достигнута. Он весьма терпелив. С внешней точки зрения, грифы — это птицы, поедающие мертвые тела и превращающие их в ничто. С внутренней точки зрения, они символизируют временной промежуток, само Время и Великий Цикл, в течение которого материальные оболочки человека периодически рождаются и разрушаются, вливаясь в вечный круговорот материи.

У Блаватской присутствует указание на еще одну важную особенность этих птиц (ТД, т.3, с.256). Она замечает, что Гаруда, царь пернатых, является потомком змеев, или нагов, ставший их смертным врагом. В ходе эволюции птицы обратились против рептилий и стали их истреблять, вероятно, повинуясь зову природы и стремясь расчистить пространство для других, более совершенных существ. Описания отношений между грифами и змеями встречаются в разных мифах. Согласно легендам, однажды произошел спор между женами риши Кашьяпы: Винатой, матерью Гаруды и Аруны, и Кадру, матерью Капилы, от которого произошли наги. Предметом спора был цвет одного из коней Индры — Уччайшраваса. Они заключили пари, которое выиграла Кадру. В соответствии с условиями пари Кадру превратила Винату в свою рабыню. Чтобы выкупить свободу матери, Гаруда не без борьбы взял у Индры и спустил с небес Божественный нектар, амриту. Вината была освобождена. Нужно вспомнить, что нектар был отобран Индрой у тех же змеев, которые стали врагами Гаруды. Кроме того, далее в легенде утверждается, что Гаруда поедает змеев и что последние до смерти его страшатся.

Благодаря физической оболочке душа приобретает новый опыт, который оставляется позади, как только перестает быть актуальным. Бессмертие физической оболочки усложнило бы путь к цели, на которую работает Сатурн. При этом душа, заключенная в оболочку, бессмертна всегда и не нуждается в Амрите. Наги, или змеи, лишены нектара. Индра им его не дает. Наги — высокоразвитые оккультные существа, но они не боги. Поэтому, если бы с помощью нектара они получили вечное блаженство и бессмертие, боги были бы оскорблены.

Как говорилось, матерью змеев была Кадру, воспитывал их Кашьяпа, и бессмертие змеям не пошло бы на пользу. Они лживы, вероломны и нападают в самый неожиданный момент. Увековечивание этих психологических особенностей представляло бы опасность для работы естественных законов эволюции, которую направляет Сатурн. Враждебность перевозчика Сатурна — грифа Гаруды к нагам указывает на то, что эволюционирующие души должны успешно преодолеть широко распространенные невежество и иллюзии. Сатурн нацелен на рассеяние тьмы и внедрение мудрости самым вещественным образом. Чтобы это произошло, душа должна осознать природу невежества, а также ограничивающее действие своего материального вместилища. Сатурн нацелен также на разрушение и растворение этого вместилища, т.е. он способствует умиранию человеческого тела. У этой аллегории есть и другие значения. Наги — мудрецы и провидцы. Гриф Гаруда является символом временных циклов и эволюции сознания, через которые душа движется к просветлению. Сатурн достигает цели методом эволюции. Это и объясняет, почему его средство передвижения — гриф.

Санскритское слово «гридха» — «гриф» — также означает «жадность». Если человек жадно стремится к обладанию материальными благами, Сатурн разрушает его надежды и постепенно заставляет отказываться от таких желаний. Сатурн вызывает у человека неудовлетворение происходящим и направляет его навстречу постоянному и неизменному. Гриф символизирует психофизический процесс разрушения и разочарования в материальной сфере, который, в конечном итоге, ведет к духовности. Грифы летают по направлению к Солнцу, и Сатурн также является сыном Солнца; Гаруда в качестве перевозчика позволяет Господу Вишну полностью контролировать Время, чтобы стало возможным окончательное растворение в вечности. Одновременная связь Гаруды с Вишну и Сатурном предполагает сходство их задач по сохранению космоса на земном плане бытия.

В западной философской традиции Сатурн представляется в образе старика с серпом в руке. Индусы же ассоциируют его с Ямой, богом смерти, или с Шивой, высшим владыкой космоса. Но какой бы статус ни приписывался Сатурну, все упоминания о нем в священных текстах эзотерически  указывают на то, что он исполнен любви к человеческому роду и поставлен направлять его к высшей цели.

ФОРУМ

ГЛАВНАЯ

Добавляйте к себе, чтобы не потерять информацию