Солнце (Сурья)

Статья из книги Б.Бехари «Мифы и символы ведической астрологии»

Индусы почитали Солнце испокон веков. Даже в наши дни некоторые древние ритуалы поклонения Солнцу сохраняют популярность благодаря их значительному очищающему энергетизирующему действию. По сути, Солнце является главным духовным целителем для всех жителей Земли.

Подобно другим богам, солнечный бог в Пуранах действует на фоне множества причудливых обстоятельств. В разных эпизодах они либо отвлекают внимание читателя от внутреннего знания, либо в символической форме выражают его суть. Опираясь при чтение мифов на базовые эзотерические знания, мы можем приблизиться к пониманию основ мироздания. Так, мифы о Солнце и солнечном боге Сурье раскрывают суть многих  законов энергетики космоса.


Солнце (по традиции мы будем называть Солнце планетой) — центральное ядро Солнечной системы. Своим притяжением оно обеспечивает гармонию между другими планетами. Солнце является источником жизненных сил, обуславливающих существование всего сущего, и в тот момент, когда солнце погаснет, наш мир перестанет существовать. Геометрическим представлением Солнца является круг с точкой  в середине ☉. Центральная точка символизирует источник первобытной энергии, которая дает начало всем формам проявленного мира, окружность же определяет границы проявления. Центр не существует без окружности. При этом любая точка является центром для бесконечного множества окружностей разных радиусов.

Если задана окружность, можно однозначно определить положение её центра.

Таким образом, символ Солнца указывает на его первопричинную и всепроникающую природу. Что бы ни происходило под Солнцем, все это является результатом действия его лучей. Солнце ласкает и питает все без исключения части проявленного мира.

Во-вторых, для каждой окружности существует центральная точка, и, наоборот, каждая точка является центром бесконечного множества окружностей. Таким образом, здесь имеет место двунаправленная причинно-следственная связь. Точка сама по себе не существует в геометрическом смысле. Она не имеет размера и, следовательно, не поддается чувственному восприятию. Она субъективна, но является центром (и, в символическом смысле, источником) объективной сферы (окружности). То есть символ Солнца указывает на то, что объективная форма есть не что иное, как экстернализация субъективного бытия и, в частности, что Солнце экстернализует субъективное в объективную форму.

В-третьих, солнечный импульс всегда действует направленно. Как при движении вдоль радиуса (от центра к периферии), так и по окружности, направление не случайно и определяется математическими законами. Результатом его становится либо погружение духа в материю, либо освобождение.

В-четвертых, солнечный символ образно предполагает ритмичное движение, поскольку все точки кривой имеют симметричные им точки относительно центра окружности; движение по окружности с постоянной скоростью отличается изяществом и регулярностью. Так и деятельность Солнца, будь то его движение по небосклону, управление сезонами в годовом цикле либо ростом живых существ, упорядочена и совершенна. Предсказуемость солнечной активности — залог эффективного развития мироздания.

И, наконец, солнечный символ — единственный планетарный символ, который легко визуализируется в объеме, что в определенной степени отражает его первичную, по отношению к другим символам, природу.

Солнце всегда следует свои собственным законам. Это верховный бог Вселенной, который управляет ее проявлением и развитием.


Все характерные особенности Солнца нашли отражение в древних мифах. Древние мудрецы воспевали его с чудной силой и давали ему очень емкие имена. В частности, одно из них — Локачакшу, или «Око мира». Если вдуматься, можно найти здесь глубочайший смысл. Глаз участвует в творчестве человека, помогает ему выжить, но и направляет к разрушению. Огромное значение зрения для человека подтверждается психологами. Прежде всего, оно позволяет облечь ситуацию или явление в субъективную форму, то есть описать их языком субъективной психики для дальнейшего осмысления. Любая воспринимаемая форма есть субъективная реальность. Что бы ни наблюдал человек, он постепенно начинает видеть объект своего наблюдения, каким он хочет его видеть, то есть переводит его в разряд субъективной реальности. Вообще говоря, человек воспринимает лишь содержимое своего субъективного сознания (модели мира), с которым он сопоставляет все новые объекты и ситуации. С другой стороны, если думать о ситуации определенным образом, она постепенно переплавляется и подстраивается под эту ментальную модель.

Древним мудрецам было известно, что черепахи, отложив кладку яиц, согревают их на расстоянии, посылая мысленные потоки энергии. С помощью таких потоков матери создают защитную ауру вокруг своих детей, направляют их развитие и формируют характер. Если мать видит своего ребенка добрым, прилежным, заботливым и т.д., он таким и будет.

Видеть что-либо — значит не только воспринимать но и ассоциировать видимый объект с существующим в сознании архетипом. Таким образом, с помощью зрения можно влиять на рост и развитие воспринимаемых объектов.

Солнце созерцает Вселенную, и ничто не ускользает от его взгляда. От него поступает необходимое питание. В его сознании запечатлевается индивидуальная карма каждого человека. Подобно талантливому скульптору, Солнце исправляет все малейшие неточности и несовершенства.

Солнце — это также конечная направляющая сила. Ничто не происходит без его воли, поскольку оно есть Абсолют; ни единого волоса не упадет с головы так, чтобы это не было отмечено в солнечном сознании.

Однако кроме защитного и конструктивно-познавательного глаза, так же как и Солнце, могут оказывать действие разрушительное. Стоит вспомнить, что огненный луч, вышедший из третьего глаза Шивы, превратил в прах индийского «купидона» Камадеву, когда то сделал попытку разжечь в Шиве страсть. Недаром существует выражение:»глаза сверкают гневом». Таким образом, Солнце обладает способностью сжигать дотла или вызывать тотальные разрушение. Другими словами, разрушение Вселенной — это тоже один из аспектов солнечной энергии. И святая троица индийского пантеона — Брама, Вишну и Шива — отражала в умах древних мудрецов тройнственную природу самого Солнца. Причем, поклонялись они не самому Солнцу, но его душе. которую они  нарекли Сурьей богом Солнца.

Вселенная  и Солнце едины. Все события Вселенной регистрируются в сознании Солнца. Его называют Атманом Вселенной, ее сердцем или «Я». По этой причине Солнце постоянно присутствует в каждой частице мироздания. Этот принцип выражен в том, что солнечного бога называют Внутренним Бессмертным Правителем всего сущего.

Индийская литература дает три ключа к тайнам своих богов и, в том числе, солнечного бога Сурьи. Это мифы об их происхождении, об их потомстве и, кроме того, символическое описание их собственных свойств, важной часть которого являются личные имена.

У Солнца — сто восемь имен, различных по символической глубине. Приведем самые важные из них: Арк (значение этого имени: Луч света или огня, Солнечная планета, а также число двенадцать), Тамишрахан (Разрушитель тьмы или иллюзии), Дивакар (Творец светлого дня), Локачакшу (Око света, или мира), Савитар (Отец, Луч света — ведическая мантра Солнцу — Гаятри), Вивасват (ранне утро, оно же — имя ныне действующего ману), Бхаскара (Отец великолепия, яркости, отражений или желания), Динакара (Творец дня и ночи), Архапати (Достойный восхищения), Кармасакши (Свидетель людских дел), Граха-раджа (Повелитель планет), Габхастимат (Владыка луча света,один из семи уровней нижнего мира — Паталы), Сахасракиран (Обладатель тысячи лучей света), Виджартана (Сын, узурпировавший царство своего отца), Мартанда (Рожденный из мертвого яйца), Сурья (этот последний термин означает также число двенадцать, например, в словосочетании «двенадцать небесных сфер»).

Большинство имен акцентируют светоносность Солнца, то есть его роль источника физического и духовного света. Самым таинственным из всех является, пожалуй, имя Мартанда (Рожденный из мертвого яйца). Оно связано с одним из пуранических мифов. Пураны повествуют, что у богоматери Адити было восемь яиц. По некоторой причине (вероятно, после появления на свет первых семи братьев Адитья) решив, что последнее яйцо — мертвое, она его выбросила. Между там спустя некоторое время из мертвого яйца появилось Солнце, а братья Адитья (адитьи) стали членами его свиты.

Имя Адити значит «начало и конец», вневременное несотворенное божество, чья суть — «бесконечное движение, продолжается даже в перерывах между пралайями, как продолжается движение мельничных жернов независимо от наличия зерна» (Блаватская). Из этого трансцендентального состояния движения начинается космическая эволюция. Ранние боги (семь сыновей Адитьи) отказались принять на себя ответственность за сотворение мира, так как не хотели ради этого погружаться в материю, теряя свою бесконечную свободу. Каждый из адитьев — это попытка сотворения мира. Поначалу восьая попытка также оказалась бесплодной. (Корень «Мрит», или смерть, имеет отношение к нескольким богам, среди которых Яма (бог смерти), Вишну (хранитель Вселенной), Майя (творческая иллюзия, либо невежество) и Камадева (бог любви).) Тем не менее Мартанда взял на себя ответственность за космическую идеацию и из уважения к воле матери сотворил день и ночь, которые стали символом жизни и смерти. Индусы считают, что после «растворения» видимиого мира, когда погаснет видимое Солнце, все бессмертные солнца вновь засияют в своем великолепии.

Этот миф проясняет важность смерти в процессах космогенезиса. Яйцо — это символ зарождающейся жизни. Солнце, выходящее из яйца, — символ того, что оно содержит в себе все потенциальные возможности роста и развития и что их экстернализация является его первоочередной задачей.

Жизнь развивается от центральной точки в символе Солнца к его внешней границе — окружности. Центр окружности соответствует рождению, сама же окружность — смерти. По достижении волной жизни внешней границы проявления она спадает и откатывается к центру. В некоторой степени это отражает цикличность эволюции духа.

Солнце — это одновременно вечное и преходящее, единство и множественность, Садаикарупа (неизменное Я) и Эканекапура (Я, которое производит множество). Это причина мироздания и его часть. По мере нисхождения от верхних планов проявления к нижним Солнце получает следующие имена, отражающие уровень его самовыражения, Солнечный бог — это Изначальная Сущность, или Атман Вселенноу, Он — мозг Вселенной, тогда как видимое Солнце — это сердце. Планеты — это конечности, на которых можно ощутить пульс великого сердца Солнечной системы.

В древних текстах говорится, что Сурья (Солнце) родился от Кашьяпы и Адити. Кашьяпа является символом нескольких разновидностей творческих энергий. В Ведах мы читаем, что в качестве Праджапати — прародителя Вселенной он осуществлял отцовскую опеку в отношении богов, демонов, человека, животных, птиц и рептилий. Согласно Махабхарате и другим текстам, Кашьяпа был женат на Адити и других двенадцати дочерях Дакши, в том числе Дили (имя которой значит «расщепление»). Адити принесла ему двенадцать адтьев, Дили же родила дайтьев, или демонов. Сурья — это восьмой сын Кашьяпы.

Сурья женился на Сандже (Тваштри) — дочери небесного зодчего Вишвакармы (Тваштара), Санджа не могла выдержать солнечного сияния и обратилась за помощью к отцу, что бы тот обкорнал Сурью. Что то и сделал. Отрезав по куску от всех конечностей Сурьи , кроме ног, Вишвакарма выковал из этих кусков целый арсенал непобедимого оружия, который раздал богам. Так Шива обрел свой трезубец, Вишну получил диск, Кубера — булаву, Яма — жезл, Сканда — копье.

Однажды, желая навестить родителей, Санджа оставила вместо себя в услужение Сурье свою тень, Чхайю. Сурья влюбился в Чхайю, в результате чего она понесла и родила планету Сатурн. Когда Санджа вернулась, она сильно огорчилась, узнав об измене мужа, обернулась кобылицей и отправилась гулять по полям. Сурья осознал подмену, в форме жеребца пустился вслед за Санджей и в конце концов настиг ее. От этого необычного единения Санджа принесла двух сыновей — Ашвинов, небесных пастухов, и искусных лекарей. Потом, когда супруги приняли обычную форму, у них родилось еще три ребенка: Ману — прародитель человечества; Яма — бог смерти и богиня Ями, или река Ямуна. Кроме того, у Сурьи было несколько незаконнорожденных детей, среди которых важнее всех Сугрива, Кама и Саварни.

Ману был отцом Икшвару, основателя солнечной династии царей, к которой принадлежали аватар Рама и принц Гаутама — Будда. Характерной чертой этой династии является приверженность принципам высочайшей этики, порядочности и выполнения обещанного любой ценой.

Родословная Сурьи указывают на связь Солнца с женскими (творческими) энергиями. Чтобы действовать на нижних планах бытия, ему пришлось сократить свой изначальный блеск. Мы видим также, что солнечный принцип тесно связан с правящим классом — его проявление можно усмотреть во всех случаях применения непреклонной силы.

Все живое оживает с рассветом, с закатом же засыпает или же вовсе перестанет существовать. Яма, бог смерти — это тоже сын Солнца. Удивительно, но конец жизни — солнечное творение! Река Ямуна — спутница Вишну, хранителя Вселенной. Таким образом, мы видим, что Солнце —  вдохновитель, хранитель и конечный распорядитель (терминатор) мироздания: и жизнь, и смерть находятся в его руках. Сияние Солнца повсюду озаряет славу, победу и успех.

Третий подход к пониманию солнечной символики — изучение ведических «икон» — изображений солнечного божества. Сурья обычно изображается восседающим в колеснице. У колесницы — единственное колесо, но тянут ее шесть жеребцов и одна кобылица. Случается, что на изображении семерку коней заменяет одна лошадь о семи головах. Имена лошадей повторяют названия семи цветов радуги: Оранжевая (Рочика), Фиолетовая (Мочика), Белая (Шукла), Желтая (Пита), Красная (Ракта), Зеленая (Нила) и Синяя (Индранила).

Они соответствую также семи стихотворным размерем ведических гимнов: Гаятри, Ушника, Анушнуп, Брихати, Панкти, Триштуп и Джагати. Колесо — это мандала года. У него пять спиц,образующих собой пятилучевую звезду. Ступиц в колесе три. Это символизирует тройственную природу человека, который есть тело, душа и дух, Кроме того, здесь можно разглядеть указание на существование трех гун, трех первичных качеств природы — саттавы, раджаса и тамаса. Колесо имеет восемь ободьев, представляющих собой восемь Васу, богов света, направляющих эволюцию Вселенной, — помощников видимого Солнца. В движение колесо приводит змей — Великий Наг.

Колесница гораздо больше самого Сурьи, и по этой причине он выглядит на ней карликом. У Сурьи желтое, медовго оттенка тело, которое сияет как раскаленная медь. Глаза у него — с красноватым отливом, руки — большие, шея покрыта чешуей, словно панцирь черепахи. Он носит кольца и серьги — подарок матери Адити. Голову его украшает диадема.

Самое главное и значимое имя солнечного бога происходит от корня «сур»,»свар» и «сура». Значение корня «сур» — солнце, бог или знающий человек. Нумерологически он соответствует числу тридцать три. «Свар» — это галактика, или Млечный Путь. Другие значения — голос, звук, музыкальный тон, музыкальная гамма, мелодия. Соответствует числу семь. «Сура» — это мужество, доблесть и сила.


Идея, заключенная в образе Сурьи на колеснице, такова. Наличие у колесницы единственного колеса намекает на идеальную уравновешенность ее и независимость от наличия внешней поддержки, а также на огромную скорость, с которой движется Солнце.

Движение Солнца происходит во времени; время же неразрывно связано с пространством. Существование в пространстве опирается на три гуны, которые суть трех первичных качества проявленного мира. Кроме того, для физического существования необходимы энергия и жизненная сила, которые физическое тело получает в виде праны, циркулирующие по трем каналам тонкого тела — ида, пингала и сушумна, которые тянутся вдоль спинного мозга. Наличие у колеса трех ступиц может быть трактовано как символ единства трех делений времени, в которых происходит развертывание внутреннего потенциала человеческой души — прошлого, настоящего и будущего. Кроме того, в этом можно усмотреть и символ трех первичных мотиваций, обуславливающих стремление души к воплощению, которые суть артха (богатство), дхарма (почести) и кама (удовольствие). Три ступицы также символизируют тройственную природу проявленной энергии.

Пять спиц есть пять фундоментальных основ объективного проявления. В случае макрокосма это пять элементов: земля, вода. огонь, воздух и эфир. В случае макрокосма — пять тел, или пять оболочек: Аннамайякоша (физическое тело), Пранамайякоша (энергетическая «одежда» физического тела, вместилище жизненного ветра), Маномайякоша (астральное тело — тело чувств), Виджнамайякоша (ментальное тело — тело когнитивных способностей) и Анандамайякоша (тело блаженства).

У времени, в котором существуют тела, — пять размереностей: титхи (дата по лунному календарю), вар (день), накшатра (лунное созведие), йога (аспект между Солнцем и Луной), каран (традиционное время дня — одно из одиннадцати возможных). В астрологии эти деления времени имеют огромное значение.

Пять видов жизненного воздуха, или ветра, таковы: прана (дыхание жизни), апана (нисходящий жизненный ветер), вьяна (ветер жизни, рассредоточенный по всему телу), удана (ветер, каторый поднимается через горло к голове), и самана (ветер в пупочной области, ответственный за процессы пищеварения).

Человек воспринимает внешние влияния с помощью пяти органов чувств (глаза, уши, язык, нос, кожа) и выражает себя (вызывает изменения в окружающей среде), с помощью пяти органов действия (рот, руки, ноги, анус и половые органы).

Поскольку возничий-Солнце управляет движением колеса и его спиц, получается, что оно же — центр и первичная движущая сила всего физического и психического бытия.

Восемь Васу, символически представленных восьмислойным ободом колеса, являются олицетварением могущественных природных сил, направляющих процессы проявления. Нагадева — бог в змеином обличье, направляющий движение колеса, — символ мудрости. Это тот самый змей Шеша, которым боги пользовались в качестве инструмента для взбивания первобытного океана. Он — основание всего духовного знания, опора Божественного творчества.

Древние мудрецы поклонялись видимому солнцу как воплощению невидимого, субъективного абсолюта. Оно есть Воля Непроявленного. Проявление и Растворение проявленного мира — как выдох и вдох солнечного бога. Жизненную силу олицетворяет Агни — бог Огня. Независимо от того, кого рассматривать в качастве базового источника энергии, Солнце или Агни, оба действуют в виде ритмических эманаций. У Солнца в упряжке — семь лошадей, у Огня — семь пламенных языков. Мундака Упанишада называет следующие языки Агни: Кали (черный), Карали (неистовый или свирепый), Маноджава (стремительный), Сулохита (темно-красный), Судхумраварна (сизый), Спхулингини (мерцающий), Вишваручи (яркий, все затмевающий или: сияющий всеми цветами радуги). Отмечая важность семиричного принципа, автор этой Упанишады также говорит: «еще, благодаря Ему, в голове рождаются семь чувств, как и семь огней или сил различения, семь топлив (семь жизненных целей) и семь жертвоприношений, которые посредством семи каналов (лучей) поникают во все сферы проявленного мира». Далее следуют описания каждого канала (луча) в отдельности. Благодаря этому знанию великие йоги практикуют медиации и упражнения в точном соответствии с характеристиками их основного луча.

Первый луч называется Сушумна. Он относится к сфере планеты Луна. В тонком теле человека ему соответствует один энергетический канал, по которому происходит подъем кундалини. Это самый важный луч. Каждому из шести остальных лучей соответствуют свои специфические функции. Лучи проявляются в Солнечной системе повсюду. Это фон и основание, на котором проявляются все прочие импульсы (свет, тепло, электричество, магнетизм, и т.д.), в своей совокупности вызывая все возможные явления на Земле.

Итак, семь лошадей в солечной упряжке — это и есть семь лучей, семь главных разновидностей солнечной энергии, действующих в процессе космической идеации. Их посредством мощь, заключенная в Изначальной Точке и излучаемая через спицы колеса, достигает разных уровней проявленного мира, и они совибрируют с разными состояниями сознания.

В роли творческих энергий они порождают семь Праджапати, космических творческих сил. Кроме того, они образуют семь миров. Акт выхода солнечного бога приводит приводит крождению семи планет. Семь древних Риши — прародителей всей жизни на Земле — соответствуют языкам пламени Агни и семи лошадям в упряжке солнечной колесницы. С «позитивной» стороны мироздания солнечные «лошади» прородили Бхулоку (нашу физическую землю), Бхуварлоку (воздушный мир), Суварлоку (мир планет), Махалоку (пристанище вечно молодых аскетов — Кумар), Джаналоку (небеса смертных, достигших Божественного состояния), Тапалоку (обиталище Вирадж-дэв) и Сатьялоку (трон Брамы). С «негативной» стороны они сотворили Аталу (мир чувственных женщин и самовлюбленных мужчин), Виталу (мир, в котором восседает Рудра со своей супругой Бхавани, в окружении проедданых ему духов), Суталу (обиталище эгоистичных личностей, наподобие Бали, который был уничтожен Ваманой за гордыню во время жертвоприношения), Талаталу(мир невежественных асуров), Махаталу (мир великих нагов), Расаталу (обиталище заклятых божьих врагов) и Паталу (мир, где пребывает Васуки и другие повелители Змеев; в их венцах сияют драгоценные камни, рассеивающие тьму). И, наконец, в самом верху по водам океана плавает тысячеголовый змей Шеша, на котором возлежит Вишну, хранитель мироздания, обеспечивающий единство всех четырнадцати миров.

Семеричный принцип проявляется также в существовании семи циклов эволюции Земли. В каждом таком цикле семь подциклов, причем каждый подцикл содержит в себе импульсы всех семи циклов. То есть в общей сложности можно насчитать сорок девять эволюционных циклов. Эти импульсы направляются Ману Семени и Коренным Ману и протекают через планетарных богов в их первичных и вторичных аспектах. Уже говорилось, что Первичный Ману — это потомок Солнца, подобно остальным ману (которых семь). Каждый ману дает начало еще семи, которые направляют эволюцию коренных рас. У каждой коренной расы, в свою очередь, семь подрас. Таким образом, за один полный цикл эволюции сменяют друг друга сорок девять коренных рас.

Ману получает свою силу, мощь и верховную власть от солнечного бога.

Помимо праджапати и ману вечную службу мирозданию служат семь риши — Готама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Васишхта, Кашьяпа и Атри, а также семь вечно молодых кумаров-аскетов — Санака, Санандана, Санатана, Асури, Капила, Барх и Панчашика. Каждый из них связан с одним из Семи Лучей.

Эволюционный цикл продолжается несколько манвантар и кальп. В своем сиянии пред миром являются двенадцать братьев — адитьев. После этого видимый мир развоплощается. Все исчезает в матери-Адити — вечном движении космоса.

Это лишь малая часть знаний, скрытых в экзотерических мифах о Солнце.

Солнце — ведущая планета правящих династий на земле, а также всех выдающихся людей, в которых проявляется Божественная искра.

Это Внутренний Бессмертный Правитель. В индивидуальном гороскопе положение Солнца определяет общее количество Божественной энергии, питающей разный уровни личности, а также качество ее проявления. Гармоничные отношения между Солнцем и управителем Асцендента — залог гармонии между фактической жизнью человека и тем направлением, куда его зовут внутренние потребности. Суть препятствий, встречаемых человеком на пути, можно выяснить, исследуя влияния, которым подвержены в карте Солнце и управитель Асцендента. Солнце представляет собой центральную мотивирующую силу, основной жизненный импульс, тогда как Асцендент и его управитель соответствуют присущим человеку наклонностям и тенденциям. Отсутствие гармонии между этими двумя факторами выражается в постоянной борьбе, неудовлетворенности и всяческого рода «перекосах» в жизни и характере личности.

Как уже отмечалось, солнечный принцип проводят представители власти всех уровней. Положение Солнца в роли диспозитора того или иного дома указывает на отношения человека с правительством в соответствующей этому дому сфере. Если Солнце является диспозитором десятого дома, это создает предпосылки для быстрого продвижения по службе, получения званий и наград, занятия высоких и ответственных постов. Если оно — диспозитор шестого дома (и при этом не поражено), такой человек, как правило, активно питается от внутреннего источника энергии и никогда не болеет. Кроме того, такое Солнце дает преимущество в спорах и тяжбах, поскольку человек пользуется покровительством высших сил.
Основной принцип таков: окружность солнечного символа определяет границы объективной внешней жизни человека — и это Асцендент. Асцендент питается энергией центральной точки, которая есть субъективный источник силы — само Солнце.

Влияние Солнца в жизни проявляется тем, что оно наделяет человека ощущением собственной уникальности и независимости. Здесь невозможна идентификация с массами людей на принципах равенства. В человеке с сильным Солнцем всегда присутствует дух аристократизма и определенной исключительности при полном отсутствии какого-либо негативизма и враждебности к другим людям (если только нет других, способствующих этому факторов).

В неблагоприятных случаях Солнце может пробуждать в человеке диктаторские наклонности — как минимум склонность к навязыванию другим собственного мнения.

ФОРУМ

ГЛАВНАЯ

Добавляйте к себе, чтобы не потерять информацию